25 Марта 2016
Вопросы взаимодействия бизнеса и власти в сфере управления МКД обсудили на пресс-конференции с начальником ГЖИ НСО

Начальник инспекции Е. А. Пономарев провел пресс-конференцию, в ходе которой оценил первые результаты регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами с помощью лицензирования управляющих организаций, рассказал о повышении ответственности управляющих организаций и необходимости создания механизма эффективного взаимодействия бизнеса, власти и представителей общественности в сфере управления жилищным фондом.
На сегодняшний день деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области осуществляют 276 лицензиатов, в управлении которых находится 10053 многоквартирных дома.
В процессе лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами 6 юридическим лицам было отказано в выдаче лицензии по причине несоответствия соискателя лицензионным требованиям.
За два истекших месяца текущего года в инспекцию поступило 5266 обращений, при этом количество обращений граждан снизилось на 13,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Порядка 16-20 % обращений было отозвано заявителями в виду устранения лицензиатами нарушений до момента назначения проверки.
Всего с начала 2016 года инспекцией проведено 793 проверки соблюдения лицензионных требований, и по итогам 645 проверок нарушений не выявлено. На 75 % уменьшилось количество административных дел, возбужденных по фактам неисполнения предписаний.
Данные факты говорят о том, что введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами положительно сказалось на качестве предоставляемых управляющими организациями услуг.
Вместе с тем, на рынке управлений многоквартирными домами существуют и довольно серьезные проблемы.
Так, в ряде населенных пунктов региона возникает проблема отсутствия управляющих организаций, готовых управлять жилищным фондом в сельских поселениях по причинам его неудовлетворительного технического состояния, низкой платежеспособности населения и, как следствие, неготовность собственников утвердить экономически обоснованный тариф.
По мнению инспекции, повысить привлекательность такого жилищного фонда для бизнеса помогли бы решения о субсидировании части расходов управляющих организаций из бюджета и предоставлении налоговых льгот. Необходимой мерой является и своевременная реализация региональной программы капитального ремонта, программ в сфере водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и благоустройства территорий.
Актуальной проблемой существующего рынка является нежелание лицензиатов управлять ветхим и аварийным жилищным фондом. Возможные пути решения данной проблемы уже озвучивались руководством ГЖИ НСО на совещаниях различного уровня:
- организация резервных предприятий, которые будут осуществлять работы по содержанию в многоквартирных домах, исключенных из реестра лицензий;
- подготовка конкурсной документации в части расчетов обоснованного размера платы за оказание работ и услуг по управлению и содержанию для ветхих и аварийных многоквартирных домов;
- создание механизмов материальной мотивации управляющих организаций, имеющих в управлении неликвидные многоквартирные дома (предоставление льгот, муниципальных преференций).
Часто граждан не устраивает объем информации, подлежащий раскрытию управляющими организациями в соответствии с требованиями законодательства (исполнение Стандарта раскрытия информации, размещение сведений в системе ГИС ЖКХ). Многие управляющие организации в настоящий момент готовы предоставлять потребителю информацию о формировании тарифа, о стоимости услуг подрядных организаций, и такая открытость управляющих организаций оказывает положительное действие на процесс управления жилищным фондом, снижая количество обращений в надзорные органы.
Оказание помощи собственникам помещений в многоквартирных домах и управляющим организациям в выстраивании эффективного взаимодействия – в числе приоритетных направлений деятельности госжилинспекции.
Одним из способов построить эффективный диалог между представителями бизнеса и собственниками помещений в МКД является развитие таких информационных порталов, как «Электронная демократия». Работа с использованием таких современных и эффективных инструментов позволяет подавать обращения и контролировать сроки и качество их рассмотрения, а также оценивать результаты работы с обращениями органов власти и других учреждений.
Для повышения уровня доверия населения к деятельности управляющих организаций инспекция считает целесообразным созданий при управляющих организациях наблюдательных советов.Необходимо использовать любые переговорные площадки для обеспечения взаимодействия представителей бизнеса, общественных организаций, советов многоквартирных домов (деятельность на базе ТОС, мероприятия в рамках работы федерального проекта «Школа грамотного потребителя», организация и проведение круглых столов, семинаров, выездных приемов граждан).
На сегодняшний день деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области осуществляют 276 лицензиатов, в управлении которых находится 10053 многоквартирных дома.
В процессе лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами 6 юридическим лицам было отказано в выдаче лицензии по причине несоответствия соискателя лицензионным требованиям.
За два истекших месяца текущего года в инспекцию поступило 5266 обращений, при этом количество обращений граждан снизилось на 13,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Порядка 16-20 % обращений было отозвано заявителями в виду устранения лицензиатами нарушений до момента назначения проверки.
Всего с начала 2016 года инспекцией проведено 793 проверки соблюдения лицензионных требований, и по итогам 645 проверок нарушений не выявлено. На 75 % уменьшилось количество административных дел, возбужденных по фактам неисполнения предписаний.
Данные факты говорят о том, что введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами положительно сказалось на качестве предоставляемых управляющими организациями услуг.
Вместе с тем, на рынке управлений многоквартирными домами существуют и довольно серьезные проблемы.
Так, в ряде населенных пунктов региона возникает проблема отсутствия управляющих организаций, готовых управлять жилищным фондом в сельских поселениях по причинам его неудовлетворительного технического состояния, низкой платежеспособности населения и, как следствие, неготовность собственников утвердить экономически обоснованный тариф.
По мнению инспекции, повысить привлекательность такого жилищного фонда для бизнеса помогли бы решения о субсидировании части расходов управляющих организаций из бюджета и предоставлении налоговых льгот. Необходимой мерой является и своевременная реализация региональной программы капитального ремонта, программ в сфере водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и благоустройства территорий.
Актуальной проблемой существующего рынка является нежелание лицензиатов управлять ветхим и аварийным жилищным фондом. Возможные пути решения данной проблемы уже озвучивались руководством ГЖИ НСО на совещаниях различного уровня:
- организация резервных предприятий, которые будут осуществлять работы по содержанию в многоквартирных домах, исключенных из реестра лицензий;
- подготовка конкурсной документации в части расчетов обоснованного размера платы за оказание работ и услуг по управлению и содержанию для ветхих и аварийных многоквартирных домов;
- создание механизмов материальной мотивации управляющих организаций, имеющих в управлении неликвидные многоквартирные дома (предоставление льгот, муниципальных преференций).
Часто граждан не устраивает объем информации, подлежащий раскрытию управляющими организациями в соответствии с требованиями законодательства (исполнение Стандарта раскрытия информации, размещение сведений в системе ГИС ЖКХ). Многие управляющие организации в настоящий момент готовы предоставлять потребителю информацию о формировании тарифа, о стоимости услуг подрядных организаций, и такая открытость управляющих организаций оказывает положительное действие на процесс управления жилищным фондом, снижая количество обращений в надзорные органы.
Оказание помощи собственникам помещений в многоквартирных домах и управляющим организациям в выстраивании эффективного взаимодействия – в числе приоритетных направлений деятельности госжилинспекции.
Одним из способов построить эффективный диалог между представителями бизнеса и собственниками помещений в МКД является развитие таких информационных порталов, как «Электронная демократия». Работа с использованием таких современных и эффективных инструментов позволяет подавать обращения и контролировать сроки и качество их рассмотрения, а также оценивать результаты работы с обращениями органов власти и других учреждений.
Для повышения уровня доверия населения к деятельности управляющих организаций инспекция считает целесообразным созданий при управляющих организациях наблюдательных советов.Необходимо использовать любые переговорные площадки для обеспечения взаимодействия представителей бизнеса, общественных организаций, советов многоквартирных домов (деятельность на базе ТОС, мероприятия в рамках работы федерального проекта «Школа грамотного потребителя», организация и проведение круглых столов, семинаров, выездных приемов граждан).