Ответственность управляющих организаций, в случае непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества
В силу требований данного раздела потребитель (в случае нарушения, по его мнению, качества коммунальной услуги) обязан сообщить исполнителю о факте нарушения нормативного уровня или режима предоставления коммунальной услуги. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги.
В этом случае исполнитель коммунальной услуги обязан принять сообщение (заявку) и проверить качество коммунальной услуги.
Если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация (далее – УК), то:
При обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан:
- зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю).
- в течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
При сообщении потребителем факта нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан:
- сообщить сведения о лице, принявшем сообщение от потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации;
- если причины нарушения качества коммунальной услуги известны, немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений;
- если причины не известны, согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
Если в ходе проверки установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, исполнитель обязан составить акт проверки, в котором указывается:
- дата и время проведения проверки;
- выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги;
- использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений;
- выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
В случае если сособственниками многоквартирного дома заключены прямые договора с ресурсоснабжающими организациями, которые несут ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и УК не является исполнителем коммунальных услуг.
При сообщении потребителем в управляющую организацию факта нарушения качества коммунальной услуги УК обязано:
- сообщить сведения о лице, принявшем сообщение от потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации;
- согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения;
- уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс, о дате и времени проведения проверки.
- провести проверку по факту нарушения качества коммунальной услуги не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
- составить акт проверки.
В случае уклонения исполнителя от таковых проверок, данная проверка и оформление акта осуществляется в его отсутствии, самостоятельно в присутствии не менее чем 2-х потребителей и председателя совета многоквартирного дома, что подтверждается подписями указанных лиц. В свою очередь в силу закона уведомление исполнителя о соответствующих нарушениях является обязательным.
Кроме того, согласно пункта 110 Правил если в ходе проверки между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки, которыми являются управляющие организации, возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении №1 к Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.
А также, любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Несмотря на то, что УК не является исполнителем коммунальной услуги, за несоблюдение порядка установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества УК, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в том числе в виде штрафов, которые составляют:
- от 250 000 до 300 000 руб. – для юридических лиц;
- от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификации на срок до трех лет – для должностных лиц.