Кто отвечает за обустройство и содержание детских площадок во дворах?

Собственники помещений в многоквартирных домах все чаще интересуются вопросами обустройства и содержания детских площадок во дворах, а также ремонта или замены установленных на детских площадках конструкций. В целях повышения осведомленности граждан в указанных вопросах государственная жилищная инспекция Новосибирской области считает целесообразным дать разъяснения.
Прежде всего, жителей многоквартирных домов интересует зона ответственности за содержание детских площадок и пределы полномочий собственников помещений в многоквартирном доме.
Ответ на вопрос, куда следует обратиться с проблемами, связанными с обустройством или содержанием детской площадки во дворе, зависит, в первую очередь, от того, на какой территории такая площадка расположена, ‑ придомовой или муниципальной.
Управляющая организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирным домом, обслуживает общедомовое имущество. Обязанность по надлежащему содержанию детской площадки возлагается на управляющую организацию в том случае, если площадка относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а именно, расположена на официально оформленной придомовой территории (кадастровый участок) и включена в состав общего имущества в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в жилищном фонде. Основные требования к организации детских площадок определены рядом стандартов, соблюдение которых в данном случае должна обеспечить управляющая организация.
В целях надлежащего обслуживания детских площадок, управляющая организация обязана осуществлять следующие мероприятия:
- регулярный визуальный осмотр ‑ проверка оборудования, позволяющая обнаружить очевидные опасные дефекты;
- функциональный осмотр ‑ детальный осмотр с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции (раз в 1‑3 месяца в соответствии с инструкцией изготовителя);
- ежегодный основной осмотр – проверка, выполняемая с периодичностью один раз в год с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности.
В ходе ежегодного основного осмотра определяют: наличие гниения деревянных элементов; наличие коррозии металлических элементов; влияние выполненных ремонтных работ на безопасность оборудования. Особое внимание при данном осмотре уделяется скрытым и труднодоступным элементам оборудования. Наличие на детской игровой площадке, за содержание и ремонт которой отвечает управляющая организация, небезопасного оборудования, требующего срочного ремонта, является основанием для привлечения к административной ответственности.
В указанной ситуации при ненадлежащем содержании детской площадки, наличии непригодного оборудования, неисправных конструкций, следует подать заявку в управляющую организацию, зафиксировав факт подачи такой заявки (в журнале заявок должна быть сделана соответствующая запись; если заявка подается на бумажном носителе – нужно убедиться, что на Вашем экземпляре сделана отметка о регистрации). В случае неисполнения заявки граждане вправе обратиться в ГЖИ НСО, авторизовавшись в ЕСИА или через ГИС ЖКХ.
При непосредственном управлении многоквартирным домом управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников, отвечают перед собственниками за нарушение своих обязательств и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями заключенного с собственниками договора.
В Новосибирской области часто встречается ситуация, когда детская площадка расположена на муниципальной земле и установлена муниципалитетом. Если детская площадка не предусмотрена проектом многоквартирного дома и расположена на муниципальной земле, отсутствует решение собственников помещений в многоквартирном доме о ее включении в состав общего имущества, она является муниципальной собственностью и ответственность за ее содержание несет орган местного самоуправления.
В таком случае по вопросам содержания детской площадки следует обращаться в администрацию муниципального образования, на подведомственной территории которого она расположена.
При отсутствии на придомовой территории многоквартирного дома детской площадки собственники вправе принять на общем собрании решение об обустройстве детской площадки с утверждением сметы расходов и источников финансирования, если площадь придомовой территории позволяет обустроить такую площадку. Инициатором общего собрания может выступить как любой собственник, так и управляющая организация.