Интервью Министра строительства и ЖКХ России М. А. Меня о переходе на прямые договоры с РСО

Собственники помещений в многоквартирных домах теперь могут перечислять деньги поставщикам коммунальных ресурсов напрямую, без посредничества управляющих организаций и товариществ собственников жилья. О вступившем в силу изменении в Жилищный кодекс Российской Федерации рассказал изданию «Российская газета» министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ М. А. Мень. Государственная жилищная инспекция Новосибирской области публикует текст интервью.
Михаил Александрович, от наших читателей пришло много вопросов о переходе на «прямые» договоры с конкретными компаниями. Чем будет отличаться процедура перехода в каждом конкретном случае?
‑ Алгоритм перехода одинаковый, независимо от компании. Мы сегодня подготовили типовой договор, который упростит и унифицирует заключение прямых договоров. Весь алгоритм перехода прописан в Федеральном законе № 59-ФЗ и проекте Постановления правительства об утверждении типовой формы договора. В постановлении мы подробно расписали всю процедуру перехода на прямые договоры, в том числе рекомендации для ресурсоснабжающих организаций.
Что за документ - типовой договор? И как его заключить?
‑ При переходе на прямые договоры между собственником и ресурсоснабжающей организацией будет действовать типовой договор, в нем прописаны стандартные условия предоставления услуги. Порядок заключения такого договора уведомительный. То есть собственникам дополнительно ничего подписывать не придется. По истечении 30 дней с того момента как ресурсоснабжающая организация уведомит собственников о переходе на прямые договоры, например, повесит объявление на информационном щите подъезда, договор вступает в силу.
Если два месяца управляющая компания продержала на своем счету средства, которые собрала с потребителей ресурсов, то у ресурсоснабжающей организации автоматически наступает право заключить прямой договор с потребителем. Собственникам ничего дополнительно заключать не нужно.
При переходе дома на прямые договоры, кто несет ответственность за внутридомовые сети?
‑ Их обслуживают управляющие компании и сами привлекают профессионалов из ресурсоснабжающих организаций для каких-либо ремонтных работ. Но внутридомовые сети остаются зоной ответственности управляющей компании.
После перехода на прямые договоры, кто будет выставлять квитанции?
‑ Есть несколько вариантов. Первый ‑ квитанция приходит напрямую от ресурсоснабжающей организации. Второй ‑ использование услуг единых расчетных центров. Возможен и третий вариант, когда квитанции выставляет управляющая компания, но без остановки средств на своих счетах.
Кто будет решать вопросы качества поставляемых ресурсов с потребителями при переходе на прямые договоры?
‑ Решать такие вопросы нужно все равно с управляющей компанией. И в первую очередь именно к ней собственник обращается с жалобой. Потому что вопросы низкого качества поставляемых ресурсов могут быть связаны с неисправностью внутридомовых сетей. Следующий этап ‑ обращение в госжилинспекцию. Если качество снизилось по вине поставщика ресурсов, то инспекция будет разбираться с ним.
А напрямую людям придется обращаться в ресурсоснабжающие организации?
‑ После управляющей компании можно напрямую обратиться к поставщику ресурсов. И ресурсоснабжающие организации готовятся к тому, что у них будет больше работы в части взаимодействия непосредственно с собственниками. Планируется создание колл-центров, биллинговых компаний.
По закону управляющие компании не могут инициировать переход на прямые договоры?
‑ Речь идет о том, что без согласия собственников управляющая компания перевести дом на прямые договоры не сможет. Но если собственники свою управляющую организацию поддерживают, проблемы нет. Управляющая компания может собрать собственников и объяснить им ситуацию, предложить переход на прямые договоры, на это у нее есть полномочия.
К нам обратилось довольно много людей, которые утверждают, что у них нет управляющих компаний вообще. Таких домов у нас сейчас много? Как они платят за ресурсы?
‑ Большой многоквартирный дом предусматривает наличие товарищества собственников жилья (ТСЖ) или управляющей компании. Исключение составляют жилые дома, где количество квартир не превышает 30. Для них изначально предусмотрен непосредственный способ управления жильем и как следствие прямые договоры. Возможно, автор письма живет как раз в таком доме. Собственники всех многоквартирных домов самостоятельно определяют форму управления домом. Если они не приняли такого решения, за них его принимает муниципалитет. Наиболее распространенный способ ‑ передать управление многоквартирным домом специализированной организации, то есть управляющей компании. Но никто не мешает людям принять решение самим или создать ТСЖ. Вся ответственность за управление домом и организация этого процесса лежит непосредственно на собственниках, поэтому если они по какой-то причине попали в ситуацию, когда их домом никто не управляет, у них есть все ресурсы и полномочия, чтобы изменить ситуацию.
Источники: «Российская газета», Минстрой России