10 Апреля 2018
Порядок начисления платы за вывоз жидких бытовых отходов
Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.07.2015 № 12-59/16226, позицией Федеральной антимонопольной службы, изложенной в письме от 09.06.2016 № ЦА/39319/16, решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2015 № АКПИ15-589 разъясняется порядок оплаты услуг по вывозу жидких бытовых отходов в домах, подключенных к централизованной системе водоснабжения и не подключенных к централизованной системе водоснабжения (канализация), в которых сточные воды от жилых помещений в многоквартирном доме отводятся в специальные сооружения (септик, выгребная яма).
Порядок оплаты указанных зависит от того, относятся ли жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, к сточным водам или бытовым отходам, что в свою очередь зависит от способа их удаления.
В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз ЖБО и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
В данном случае оплата услуг по сбору и вывозу ЖБО осуществляется в рамках соответствующего договора водоотведения или договора на вывоз ЖБО.
В случае если управляющая организация (или потребитель) заключает договор водоотведения с гарантирующей организацией, оплата услуги по сбору и вывозу ЖБО осуществляется с применением установленного гарантирующей организации тарифа на водоотведение.
В случае если потребитель заключает договор с организацией, осуществляющей вывоз ЖБО и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией, то есть вывоз из выгребных ям осуществляется в централизованную систему водоотведения, оплата услуги осуществляется по тарифу на водоотведение, установленному для гарантирующей организации, то есть за кубический метр сточных вод.
В зависимости от конструктивных особенностей многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Таким образом, в отсутствие установленного тарифа в сфере водоотведения, плата за вывоз ЖБО из выгребных ям (септиков) в многоквартирных домах, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, и в которых сточные воды от жилых помещений в многоквартирном доме отводятся в выгребные ямы (септики), производится путем внесения потребителями платы за содержание жилого помещения исходя из квадратного метра площади жилого помещения, принадлежащего потребителю.
Если септик обслуживает несколько помещений в многоквартирном доме, он относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Если септик обслуживает помещения, находящиеся в двух или более многоквартирных домах, и расположен в пределах земельного участка одного из таких домов либо общей границы земельных участков многоквартирных домов в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами, собственники помещений в этих домах на общем собрании должны принять решение о порядке совместного использования данного объекта и определить размер платы за услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов.
Государственная жилищная инспекция Новосибирской области обращает внимание, что письма органов исполнительной власти, в которых разъясняются вопросы применения нормативно-правовых актов, не содержат правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Разъяснения Минстроя России – федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по данному вопросу отсутствуют.
Порядок оплаты указанных зависит от того, относятся ли жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, к сточным водам или бытовым отходам, что в свою очередь зависит от способа их удаления.
В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз ЖБО и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
В данном случае оплата услуг по сбору и вывозу ЖБО осуществляется в рамках соответствующего договора водоотведения или договора на вывоз ЖБО.
В случае если управляющая организация (или потребитель) заключает договор водоотведения с гарантирующей организацией, оплата услуги по сбору и вывозу ЖБО осуществляется с применением установленного гарантирующей организации тарифа на водоотведение.
В случае если потребитель заключает договор с организацией, осуществляющей вывоз ЖБО и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией, то есть вывоз из выгребных ям осуществляется в централизованную систему водоотведения, оплата услуги осуществляется по тарифу на водоотведение, установленному для гарантирующей организации, то есть за кубический метр сточных вод.
В зависимости от конструктивных особенностей многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Таким образом, в отсутствие установленного тарифа в сфере водоотведения, плата за вывоз ЖБО из выгребных ям (септиков) в многоквартирных домах, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, и в которых сточные воды от жилых помещений в многоквартирном доме отводятся в выгребные ямы (септики), производится путем внесения потребителями платы за содержание жилого помещения исходя из квадратного метра площади жилого помещения, принадлежащего потребителю.
Если септик обслуживает несколько помещений в многоквартирном доме, он относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Если септик обслуживает помещения, находящиеся в двух или более многоквартирных домах, и расположен в пределах земельного участка одного из таких домов либо общей границы земельных участков многоквартирных домов в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами, собственники помещений в этих домах на общем собрании должны принять решение о порядке совместного использования данного объекта и определить размер платы за услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов.
Государственная жилищная инспекция Новосибирской области обращает внимание, что письма органов исполнительной власти, в которых разъясняются вопросы применения нормативно-правовых актов, не содержат правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Разъяснения Минстроя России – федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по данному вопросу отсутствуют.