Интервью замглавы Минстроя России А. В. Чибиса о реализации проекта «Умный город»

В интервью изданию «РИА Новости» заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А. В. Чибис рассказал о реализации проекта «Умный город», в список пилотных городов которого вошел Новосибирск. Государственная жилищная инспекция Новосибирской области публикует текст интервью.
Андрей Владимирович, что такое в понимании Минстроя России «умный город»? И как пересекаются понятия «умный город» и «комфортная городская среда»?
‑ На самом деле «умный город» как проект и задача ‑ это следующий этап работы с городской средой и развития городской инфраструктуры. Это, прежде всего, город, где удобно жить – за счет применения современных цифровых технологий и инновационных решений, начиная от правильного проектирования и градостроительных принципов и заканчивая использованием сервисов по участию граждан в принятии городских решений. <…> В целом проект «Умный город» базируется на таких ключевых принципах, как: ориентация на человека, технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда, акцент на экономической эффективности, в том числе на сервисной составляющей городской среды.
И как понять, насколько тот или иной город «умен»?
‑ Мы введем перечень индикаторов «умных городов», по которым будем оценивать их «IQ». И в зависимости от динамики своих показателей города и субъекты федерации будут получать из федерального бюджета больше или меньше субсидий, идущих на формирование городской среды. Подчеркну, что главное для нас не стартовые показатели, а именно динамика ‑ то, как городские власти работают над развитием города. В число таких индикаторов войдет и уровень участия людей в принимаемых решениях, автоматизация базовых городских процессов, начиная от форм обратной связи и заканчивая мониторингом качества среды. Сейчас эта метрика разрабатывается, запускать мы ее будем поэтапно: надо понимать, что подобных индексов пока не существует во всем мире, мы все вместе только формулируем что такое «умный город» и как оценивать его «интеллект». С мая мы запустили банк решений для умных городов, где размещаются не только сами решения, но и схемы их внедрения и инструменты финансирования. Задача такого банка ‑ создать своего рода интернет-магазин, где мэр города сможет под свои задачи подбирать подходящие решения. Сейчас в банке собран первый пул таких технологий, которые уже были внедрены на территории нашей страны. <…> Банк пополняется ежедневно, думаю, к осени это будет уже не стартап, а работающая платформа.
Вы говорите, что умный город должен развиваться, исходя из знаний о людях. Откуда вы собираетесь черпать эти знания?
‑ Например, тема ЖКХ и цифровизации учета коммунальных ресурсов. Когда сведения о потреблении человеком воды или электричества передаются онлайн, и ты знаешь, сколько и в какой период времени человек потребляет тех или иных ресурсов, то можешь предложить ему целый набор разных тарифных планов, зависящих от его образа жизни. С другой стороны, эти данные будут источником информации о том, как живет человек и каковы его финансовые возможности, потребности и даже распорядок дня. Например, есть задача сделать доступной онлайн базу данных по «истории болезни» каждого дома: как конкретный дом был построен, как и когда, с использованием каких материалов он ремонтировался, какие на доме были аварии и как они устранялись. Это будет ценный источник информации как для обслуживающей организации, так и для самих жителей и потенциальных покупателей квартир.
Куда должны стекаться данные?
‑ В городах должны быть соответствующие цифровые платформы, которые обеспечивают анализ больших данных.
Большие данные должны использоваться, прежде всего, местными властями?
‑ Это первый уровень агрегации big data, затем они должны поступать на уровень региона, а потом и на уровень федерации. Для нас принципиально важно иметь возможность следить за тенденциями, которые влияют на определение государственных приоритетов. Но начинать надо постепенно. Например, в сфере, касающейся городской агрегации, уже есть несколько удачных кейсов: «Активный гражданин» в Москве, «Добродел» в Подмосковье, платформа «Город» в Новосибирске. Наша задача ‑ провести анализ и понять, нужно ли регулирование с точки зрения федерального законодательства, а дальше весь вопрос в утверждении протокола для обмена данными.
Смотрите, Новосибирск и, тем более, Москва могут себе позволить дорогостоящую разработку приложений, обладая и финансовыми, и человеческими ресурсами. Как быть городам с населением, например, до 100 тысяч человек?
‑ Решения тиражируются и копируются. Это как раз вопрос банка решений, чтобы удачные идеи были доступны всем «умным городам» России.
Вы планируете как-то анализировать успешность уже реализованных проектов по благоустройству в России? Как понять, что то, что сделано, эффективно?
‑ На этот вопрос позволит ответить индекс качества городской среды. Для этого мы скорректируем его с учетом «IQ» города. Думаю, что обновленный индекс появится в июле.
Сейчас в основном городская среда развивается за счет инвестиций государства и муниципалитетов. Скажите, эта сфера может стать объектом частных инвестиций?
‑ По нашим оценкам, как минимум две трети решений, предлагаемых для модернизации городского хозяйства в рамках цифровой экономики, окупается. Возьмем в качестве примера приборы учета ‑ те, кто вкладывается в их установку, возвращают свои инвестиции за счет дополнительных сервисов, которые предлагают своим пользователям.
Зимой-весной состоялось рейтинговое голосование по проектам городского благоустройства в целой серии регионов России. Насколько успешным вы считаете этот опыт? Будет ли новое рейтинговое голосование?
‑ Да, подобный выход за получением обратной связи показался нам крайне интересным. Граждане пришли и проголосовали за то, какие места необходимо приводить в порядок в их родном городе, 18 миллионов человек. И что важно: на 60 % позиция горожан отличалась от той, что предлагали муниципальные власти, так что, безусловно, необходимо и в дальнейшем узнавать и учитывать мнение жителей города по вопросам городского развития. Рейтинговые голосования нам бы хотелось сделать регулярными, сейчас мы рассматриваем возможность использования онлайн-платформ.
Источники: «РИА-Новости»; Минстрой России