- предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, предусмотренных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - обязательные требования);
- предупреждение, выявление и пресечение исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления обязательных требований, предусмотренных частью 17 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- предупреждение, выявление и пресечение нарушений региональным оператором требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности;
- предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, лицензионных требований к деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных частью 3.1 статьи 45, частью 2.3 статьи 161,частью 7 статьи 162,частью 1 статьи 193, частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнению обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации .
- осуществление регионального жилищного надзора;
- осуществление регионального лицензионного контроля;
- осуществление государственного контроля (надзора) в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- осуществление государственного контроля (надзора) в отношении регионального оператора;
- лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области.
10. В установленной сфере деятельности инспекция исполняет следующие полномочия:
1) проводит контрольные (надзорные) мероприятия на предмет:
а) соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления требований:
к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также к обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и к соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
в) соблюдения региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности;
г) соблюдения лицензиатами лицензионных требований.
1.1) осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
1.2) проводит профилактические мероприятия в целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
1.3) проводит внеплановые проверки в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае поступления в адрес инспекции в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня;
2) организует проведение энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд Новосибирской области;
3) определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности;
4.1) осуществляет мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Новосибирской области;
5) осуществляет прием и учет:
а) подлинников решений и протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
б) копий реестров членов товариществ собственников жилья;
в) копий уставов товариществ собственников жилья;
г) выписок из протоколов общих собраний членов товариществ собственников жилья о принятии решений о внесении изменений в устав товарищества собственников жилья с копиями текстов соответствующих изменений;
е) уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта;
з) справок кредитных организаций об открытии специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - специальный счет);
и) предусмотренных законом Новосибирской области сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах;
к) сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, о размере остатка средств на специальном счете;
л) уведомлений о принятых на собрании собственников помещений в многоквартирном доме решениях о смене способа управления многоквартирным домом, истечении срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора с копиями этих решений;
м) копий актов приема-передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов;
н) копий актов об отказе в допуске специализированной организации к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, расположенному в жилом или нежилом помещении, и о невозможности проведения работ по техническому обслуживанию указанного оборудования;
о) уведомлений специализированных организаций о наличии факторов и случаев, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая, при возникновении которых требуется незамедлительное приостановление подачи газа потребителю без его предварительного уведомления;
р) уведомлений о начале осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на территории Новосибирской области предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
с) сведений о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом;
5.1) ведет:
а) реестры уведомлений, указанных в подпункте 5 настоящего пункта;
б) реестр специальных счетов;
г) реестр лицензий Новосибирской области;
5.2) в течение месяца после окончания срока принятия решения собственниками помещений многоквартирного дома о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, установленного частями 5 и 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, информирует соответствующий орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный срок;
5.3) предоставляет сведения, указанные в частях 1-4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункте 4 части 3 статьи 5 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 360-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области", в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом;
6) подготавливает статистическую отчетность по формам, утвержденным в установленном порядке;
7) в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд инспекции;
7.1) осуществляет в установленном Правительством Российской Федерации порядке аттестацию экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
8) участвует в разработке проектов федеральных нормативных правовых актов в сфере использования и технической эксплуатации жилищного фонда и общего имущества в многоквартирном доме, а также в сфере предоставления коммунальных услуг;
9) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, законами Новосибирской области, правовыми актами Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, готовит проекты законов Новосибирской области, правовых актов Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области;
9.1) разрабатывает и принимает меры по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений;
10) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области, правовых актов Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области:
а) в порядке, установленном Губернатором Новосибирской области, принимает нормативные правовые акты в случаях, установленных федеральным законодательством, законодательством Новосибирской области;
б) утверждает:
индикаторы риска нарушения обязательных требований на основании типовых индикаторов риска нарушения обязательных требований, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
формы документов, используемых инспекцией при осуществлении видов государственного контроля (надзора), предусмотренных пунктом 1 настоящего Положения, не утвержденных в порядке, установленном частью 2 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ)";
формы проверочных листов (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), подлежащих применению при осуществлении плановых выездных проверок);
порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, указанных в абзаце "а" настоящего подпункта;
административные регламенты исполнения инспекцией государственных функций (предоставления государственных) услуг в подведомственной сфере;
иные документы, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Новосибирской области, правовыми актами Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области;
11) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
11.1) оказывает гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции инспекции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
12) обеспечивает доступ к информации о деятельности инспекции, организует работу с запросами пользователей информацией о ее деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
13) регулярно, не реже чем один раз в год, информирует население о лицах, ответственных за содержание многоквартирных домов и подвергнутых административному наказанию за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, путем размещения информации в средствах массовой информации;
14) организует профессиональное развитие государственных гражданских служащих Новосибирской области, замещающих должности государственной гражданской службы Новосибирской области в инспекции (далее - гражданские служащие инспекции), подготовку и дополнительное профессиональное образование работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Новосибирской области, в инспекции;
15) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности инспекции;
16) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
16.1) реализует меры и государственные программы Новосибирской области в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений в пределах своей компетенции;
16.2) осуществляет организацию выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении инспекции;
16.3) участвует в возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате террористического акта, совершенного на территории Новосибирской области, в пределах своей компетенции;
16.4) инспекция является уполномоченным представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам Новосибирской области, связанным с осуществлением своих полномочий;
16.5) осуществляет полномочия в области гражданской обороны, предусмотренные частью 1 статьи 3 Закона Новосибирской области от 01.07.2019 N 382-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в области гражданской обороны";
17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Новосибирской области.
11. Должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, исполняют следующие полномочия:
1) проводят контрольные (надзорные) мероприятия и совершают контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводят такие мероприятия и совершают такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
2) выдают предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
3) принимают меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных, лицензионных требований, вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания при неисполнении предписания в установленные сроки;
4) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направляют соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимают меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
5) проводят мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
6) составляют протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных (лицензионных) требований, составление которых отнесено законодательством Российской Федерации и Новосибирской области к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор;
7) рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Новосибирской области;
8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Новосибирской области.
Инспекция для реализации своих полномочий имеет право:
1) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке к проведению контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении видов государственного контроля (надзора), предусмотренных пунктом 1 настоящего Положения, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия инспекции, в том числе при применении технических средств, экспертов, экспертные организации к осуществлению экспертизы;
1.1. осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестацию экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
2) участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта;
3) принимать в установленном порядке участие в работе комиссий по рассмотрению обстоятельств и причин аварий, связанных с нарушениями правил технической эксплуатации жилищного фонда;
4) обращаться в суд с заявлениями:
о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации;
о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации;
об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами;
о понуждении к исполнению предписания;
5) организовывать проведение конференций, семинаров и других мероприятий в установленной сфере деятельности;
6) использовать государственные информационные системы Новосибирской области, а также государственные системы связи;
7) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
13. Должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными приказом инспекции о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) территории и расположенные на них многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования многоквартирных домов, а также находящиеся во владении и (или) пользовании физических и юридических лиц жилые помещения, нежилые помещения в многоквартирном доме при согласии собственников или пользователей указанных помещений, если иное не предусмотрено федеральными законами;
б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных (лицензионных) требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных (лицензионных) требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
ж) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных (лицензионных) требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных (лицензионных) требований и о восстановлении нарушенного положения;
з) обращаться в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;
и) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Новосибирской области.